В 1941 году было добыто максимальное в истории нефтедобычи Азербайджана (за исключением 2006 года) количество - 23,5 млн. тонн нефти, что составляло 71,4 % от всей нефти на территории бывшего Союза. Столь высокая добыча обеспечила победу СССР во Второй мировой войне, еще больше усилила особую роль нефти в решении многих вопросов, стоявших перед народным хозяйством.
Впервые в мире в Азербайджане была начата морская добыча нефти, а также последовательное освоение в Азербайджанском секторе Каспия таких месторождений как «Гюргян-дениз», «Пираллахи», «Чилов адасы». Обнаружение в открытом море в 40 км от берега и 90 км от Баку месторождения «Нефтяные камни» 7 ноября 1949 года принесло мировую славу Азербайджану и Каспию.
Сдача в эксплуатацию месторождения «Нефтяные камни» в 1950 году положила начало развитию в Азербайджане морской нефтяной индустрии и так продолжалось до 1969 года. На данном этапе расширились морские геологически-разведочные работы, был обнаружен и сдан в эксплуатацию ряд нефтегазовых месторождений, получили развитие техника и технология ведения морских буровых работ (в том числе поисково-разведочного бурения), возведения гидротехнически-нефтяных установок, инфраструктура морской нефтедобычи.
На данном этапе был обнаружен и сдан в эксплуатацию ряд новых нефте- и газоконденсатных месторождений и на сухопутных участках (Kюровдаг, Mишовдаг, Kюрсанги, Гарабаглы, Галмаз, Гарадаг и т.д.). В этот период проводилась интенсивная разработка и эксплуатация «Нефтяных камней» и других месторождений. Впервые в мировой практике в открытом море была построена морская залежь на эстакадных сваях. Здесь в результате применения комплексных инженерных и научно-технических мероприятий, экономии на значительном капиталовложении, металле, были достигнуты высокая продуктивность труда, снижение себестоимости каждого тона нефти.
В 1970 году было создано Производственное Объединение (ПО) «Каспморнефть».
До этого времени технические средства, используемые в Каспийском море, позволяли работать лишь на морских участках глубиной до 40 м в Азербайджанском секторе Каспия.
В 1970-80-е годы в Азербайджан было завезено свыше 400-а грузоподъемных крановых судов 75 видов, трубопрокатные суда, сейсмические, пассажирские и другие виды судов. На Каспии стало работать крановое судно «Азербайджан» мощностью 500 тонн. Кроме того, в первое время в результате закупки самоподъемных буровых установок типа «Хазар» для ведения геологически-разведочных работ на морских участках глубиной 70 м, а затем полупогружных плавучих буровых установок типа «Шельф», позволявших работать на морских участках глубиной 200 м, появилась возможность обнаружения богатых нефтегазовых месторождений на более глубоких морских участках. Как следствие, по сравнению с 60-ми годами было обнаружено 8 новых нефтегазовых месторождений, нефтяные запасы были увеличены в два, а газовые запасы в три раза.
В 1975 году общая добыча нефти и газа была доведена до 27,1 млн. тонн (условное топливо). В 80-е годы количество плавучих буровых установок достигло 11-и и в результате их использования были обнаружены месторождения, обладающие богатыми нефтяными запасами, залегающими на морской глубине 80-350 м, ныне составляющими основную часть азербайджанской нефти (Гюнешли, Чираг, Aзери и др.).
В конце 1970-х – начале 1980-х гг. на морских глубинах 80-350 метров были обнаружены такие месторождения как «Aзери», «Чираг», «Кяпаз», названия которых ныне известны во всем мире, а также «Гюнешли», которое в настоящее время дает более 60 процентов нефти ГНКАР.
20 сентября 1994 года состоялось подписание Соглашения «О совместной разработке месторождений «Aзери», «Чираг» и «Гюнешли» в Азербайджанском секторе Каспийского моря (глубинная часть воды) и паевом распределении добычи», позже получившего название «Контракта века». Этот контракт был подписан 11-ю крупными нефтяными компаниями из 8 стран мира.
17 апреля 1999 года в истории независимого Азербайджана произошло еще одно знаменательное событие. При участии президентов Азербайджана, Грузии и Украины были сданы в эксплуатацию нефтепровод Баку-Супса, а также экспортный терминал Супса, находящийся на черноморском побережье Грузии. Начался экспорт нефти, добываемой из месторождения «Чираг», с порта Супса на мировые рынки и впервые азербайджанская нефть была направлена не на север, а на юг.
В ходе Стамбульского саммита ОБСЕ, состоявшегося 18 ноября 1999 года, президенты Азербайджана, Грузии и Турецкой Республики подписали соглашение «О транспортировке сырой нефти через территории Азербайджанской Республики, Грузии и Турецкой Республики по основному экспортному трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан». В то же время представители Азербайджанской Республики, Грузии, Турецкой Республики, Республики Казахстан и США подписали «Стамбульскую Декларацию», поддерживающую данный проект. Тем самым был сделан важный шаг к обеспечению долгосрочных политических, экономических интересов Азербайджана, осуществлению всестороннего международного сотрудничества, а также установлению мира, стабильности и безопасности в регионе.
Подписание такого Соглашения с нефтяными компаниями крупнейших и ведущих стран мира было большим успехом для азербайджанского народа. Соглашение подкрепило доверие почти всех мировых государств к Азербайджану и в дальнейшем способствовало капиталовложению крупнейших и известных нефтяных компаний мира в экономику страны.
В 2001 году был создан Государственный Нефтяной Фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР). Доходы, получаемые от нефти, собираются именно здесь. Основной целью Фонда является справедливое распределение природных ресурсов среди нынешнего и будущего поколений. Другим важным фактором является обеспечение макроэкономической стабильности и охрана местного денежного рынка от постепенно возрастающего потока зарубежной валюты.
В настоящее время в Азербайджане в сутки добывается 24 тысячи тонн нефти. Согласно прогнозам, общий доход, который будет получен в течение 20 лет от добычи и экспорта нефти и газа, колеблется в пределах 200 миллиардов долларов США.